?

Log in

No account? Create an account

Управдом 73

Газета о ЖКХ в городе Ульяновске

Previous Entry Share Next Entry
ЖКХ: программа действий на 2016 год
upravdom_73
В Ульяновской области появится уполномоченный по ЖКХ. Кардинально изменится работа нескольких региональных структур - Фонда модернизации ЖКХ, Центра энергосбережения, «Облстройзаказчика» и т.д. В конце ушедшего года состоялось большое заседание Координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве, где были разобраны самые острые вопросы и обозначены направления по развитию отрасли на ближайшее время.

Как и в предстоящие годы, в 2016-м основной задачей останется повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Об этом заявил глава региона Сергей МОРОЗОВ, обращаясь к участникам заседания.

Первый шаг - разработать стратегию

- Постараюсь сделать так, чтобы мы с вами провели заседания большого государственного регионального совета с участием муниципалитетов, где четко обозначим для общего понимания, что ЖКХ - это зона взаимной ответственности и собственников, и тех, кто оказывает услуги, и власти, - сказал Сергей МОРОЗОВ. - Современное качество услуг - это не только новые материалы и технологии, это еще и разумная самодисциплина. Поэтому хочу сразу сказать: в первом квартале 2016 года для повышения качества нашей работы, повышения ответственности органов власти и защиты интересов собственников жилья будет учрежден институт уполномоченного по защите прав граждан от некачественных услуг ЖКХ и по энергосбережению.

Губернатор предложил обновить региональный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности и качества жилищно-коммунальных услуг. Основная проблема - отсутствие стратегии развития как жилищно-коммунального комплекса в целом, так и теплоэнергетического комплекса в частности. Без определения целей и направлений невозможно и какое-то движение. Поэтому разработка стратегии развития ЖКХ должно стать основной задачей, решением которой станет разработанный итоговый документ.

Раскрыть тарифы и снизить издержки

Также в 2016 году, по требованию губернатора, на рассмотрение Координационному областному совету собственников поставщики коммунальных ресурсов (газа, электричества, воды и тепла) представят свои программы по снижению издержек и повышению эффективности. Без этой работы не стоит и надеяться на повышение качества коммунальных услуг. По сути, это означает, что ресурсники должны будут раскрыть перед собственниками, из чего состоят их тарифы.

Надо сказать, что все предыдущие годы энергетики успешно обходили этот вопрос стороной, ссылаясь на то, что вся информация-де содержится в тарифном деле, которое предоставляется в Министерство экономического развития и размещено где-то на сайте. В реальности отыскать конкретное тарифное дело представляется весьма трудной задачей. И даже если вы его найдете, не факт, что сможете прочесть изложенную в нем информацию, которая без расшифровки просто не понятна для не специалиста.

Между тем посыл губернатора к раскрытию и анализу информации о расценках коммунальных предприятий понятен и оправдан, так как регулирование тарифов сегодня фактически передано из федерального центра в регионы. Правительство РФ лишь устанавливает предельные индексы, выше которых нельзя поднимать тарифы, остальное отдано на откуп губернатору, который и несет ответственность за рост квартплаты у себя в регионе. Поэтому, думается, что на этот раз ресурсникам не удастся обойти вопрос с раскрытием информации о своих тарифах.

Кроме того, на заседании Координационного совета губернатор потребовал от министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Александра БУКИНА представить отраслевой план привлечения инвестиций, модернизации и долгосрочного тарифного регулирования.

Усилить роль инспекторов

Глава региона предложил подготовить распоряжение об усилении государственного жилищного надзора.
- Пока я не вижу большую отдачу от деятельности главного жилищного инспектора, - прокомментировал Сергей МОРОЗОВ. - Потребуем, чтобы ежеквартально представлялся полный отчет о деятельности жилищной инспекции, чтобы было видно, чем занимаются специалисты. А то когда я вижу некоторые справки, где написано, что обследовано 200% жилищного фонда, ничему этому особо не верю. Не верю, что инспекторы по два раза пришли в каждый дом. Да и результатов от этого не вижу…

Отметим, что недовольства работой инспекции действительно часто звучали в течение прошлого года на заседаниях различных комитетов Координационного совета собственников в ЖКХ. Председатели советов МКД, в частности, недовольны слабой активностью жилинспекторов в вопросах защиты прав собственников в споре с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Люди недовольны тем, что вместо конкретных действий по исправлению ситуации получают из инспекции письма с цитатами статей Жилищного кодекса, который и так знают наизусть. То есть жителям не требуются разъяснения законов, от инспекции они ждут не информирования, а помощи.

Рейтинг подкрепить законом

Качество услуг ЖКХ - не абстрактный термин, и для каждого из нас он носит вполне ощутимый показатель в виде теплых батарей в квартире, горячей воды из крана, почищенной дорожки возле подъезда и т.д. Все эти показатели можно измерить, посчитать и загнать в рейтинг.

В прошлом году Координационный совет собственников занимался разработкой критериев оценки эффективности управляющих компаний. Нельзя сказать, что эта работа увенчалась грандиозным успехом, обещанного регионального рейтинга УК мы так и не увидели. Вместе с тем многие эксперты и члены совета высказывали сомнения в принципе в целесообразности такого рейтингования, если оно не окажет никакого влияния на повышения качества услуг ЖКХ.

Губернатор же предложил ввести систему ежемесячного рейтингования не только управляющих, но и коммунальных компаний.

- Будем обсуждать эти рейтинги на Координационном совете, - сказал Сергей МОРОЗОВ. - А также разработаем законодательные меры воздействия на такие компании, которые регулярно будут показывать плохие результаты своей работы по этим рейтингам.

Идея сделать рейтинг ЖКХ не просто информационным, но и стимулирующим по отношению к аутсайдерам очень привлекательная, хотя пока и не понятно, как будет осуществляться.

Планировать бюджет семьи

Министерству экономического развитие Ульяновской области было дано поручение ежеквартально делать и представлять анализ семейного бюджета, затраченного на оплату жилищно-коммунальных услуг.

- Будем считать в среднем, сколько и почему семья платит за ЖКХ, - пояснил Сергей МОРОЗОВ. - А то мы посмотрели последние социологические исследования, и выясняется, что ульяновцы тратят в процентном отношении на ЖКХ больше из своего семейного бюджета, чем жители соседних даже близлежащих регионов.
Ужесточить ответственность

В ближайшее время глава региона предлагает поменять областное законодательство, чтобы чиновники и управляющие компании, искажающие информацию о доме, несли за это жесткую ответственность.

- У нас есть так называемые электронные паспорта у каждого дома. Но когда мы со специалистами начинаем смотреть, то выясняется, что большинство этих паспортов содержат недостоверную, искаженную информацию. Встает вопрос: кого мы обманываем и для чего, - возмутился Сергей МОРОЗОВ. - Чтобы покончить с этим бардаком, я внесу предложение об изменении Кодекса об административных правонарушениях в Ульяновской области. Необходимо ввести строгую ответственность должностных и юридических лиц.

По тому, какую программу действий наметил на 2016 год губернатор для Координационного совета собственников в ЖКХ, видно, насколько большую роль он ему отводит и какие большие надежды возлагает на взаимодействие. Впрочем, все слова главы региона перекликаются с интересами и предложениями самих собственников. Ведь мы давно выступаем за открытые тарифы, хотим иметь в лице жилинспекторов сильных защитников наших прав, всем нам интересно повышение качества услуг ЖКХ и т.д. И, конечно, мы надеемся, что все эти благие инициативы не останутся лишь декларацией о намерениях, а воплотятся в конкретные стратегические и программные документы, обязательные к исполнению.

Алексей Николаев